Оригинал статьи Pinkbike

Автоматическое переключение передач - это, вероятно, не первое, о чем задумывается большинство велосипедистов. В конце концов, современные трансмиссии 1x не требуют особых умственных усилий, и при минимальной практике плавное переключение передач становится вполне естественным. Но что если бы вам вообще не нужно было прикасаться к рычагу переключения во время езды? Или что если бы велосипед был настроен на автоматическое переключение передач при движении накатом, выбирая нужную передачу к тому моменту, когда вы снова начинаете крутить педали?

Оба этих сценария возможны с новейшей электронной трансмиссией Shimano XT Di2 Linkglide, разработанной специально для электровелосипедов. Эта трансмиссия была анонсирована на выставке Eurobike в прошлом году, но только сейчас она начинает появляться на некоторых велосипедах. Мне удалось провести два дня, опробуя систему, - достаточно времени, чтобы понять, насколько хорошо реализована концепция и какие аспекты наиболее актуальны для горных велосипедистов.

Маленькая кнопка под логотипом XT может использоваться для переключения между полностью автоматическим и ручным переключением передач. Независимо от режима, рычаги переключения по-прежнему можно использовать для "обычного" переключения.

Основы

Как я уже говорил, новая трансмиссия XT Di2 совместима только с электровелосипедами с двигателем Shimano 600 или EP801. Она питается от той же батареи, которая обеспечивает помощь при педалировании, что означает отсутствие необходимости заряжать отдельную батарею... но это также означает, что она не беспроводная.

Система может быть сконфигурирована четырьмя различными способами.

Полностью ручное переключение передач - это именно то, что звучит так: система переключается только при нажатии на один из рычагов переключения.

Полностью ручное переключение с включенной функцией Free Shift позволяет переключать передачи во время движения - мотор вращает цепную звезду вперед, в то время как шатуны остаются неподвижными, а переключатель движется одновременно, что позволяет выбрать идеальную передачу для предстоящего изменения рельефа без необходимости крутить педали.

В режиме автоматического переключения при выбеге требуется ручное переключение, когда шатуны вращаются, но система автоматического переключения берет на себя ответственность, когда они неподвижны, а велосипед движется.

В полностью автоматическом режиме за все отвечает компьютер, и переключатель будет переходить на соответствующую передачу на основе информации, полученной от датчиков в двигателе. Такие вещи, как каденс и скорость, принимаются во внимание, и алгоритм решает, когда нужно переключиться. В этом режиме доступно приличное количество настроек, призванных помочь велосипедистам добиться соответствия автоматического переключения предпочитаемому стилю педалирования.

Чтобы внести дополнительную путаницу, существует две версии трансмиссии: XT Di2 Hyperglide+ и XT Di2 Linkglide. Hyperglide+ - это более легкий вариант, основанный на 12-скоростной кассете с 10-51 зубом. В ней нет возможности полностью автоматического переключения передач, хотя она может быть настроена на автоматическое переключение во время движения, а также возможно ручное переключение во время движения.

Полностью автоматическое переключение при педалировании и движении накатом доступно только в трансмиссии Linkglide, в которой используется 11-скоростная кассета с зубьями 11-50.

Можно запрограммировать три различных режима, а дальнейшие уровни настройки можно настроить несколькими касаниями приложения.Поведение двигателя EP801 также может быть точно настроено - здесь нет недостатка в вариантах конфигурации.

Настройка

Одним из самых больших препятствий, с которым сталкивается система, является количество экспериментов, необходимых для того, чтобы настроить ее индивидуально для каждого велосипедиста. Я вижу, что процесс настройки будет пугающим для новичка, который, к тому же, является тем типом велосипедиста, который, скорее всего, будет использовать полностью автоматическую настройку.

Приложение Shimano позволяет настроить два различных параметра - время переключения передач и реакцию на подъем. Тайминг переключения регулирует, когда компьютер решит сделать переключение. Велосипедисты выбирают числовое значение в диапазоне от 50 до 100 (Shimano утверждает, что 72 является хорошей отправной точкой), а затем регулируют его в зависимости от того, как реагирует компьютер на трейле. Это число не имеет прямой связи с каденсом, но чем выше число, тем быстрее в итоге будет каденс.

Climb response устанавливает порог крутящего момента для переключения передач. В принципе, если вы сильно надавите на педали, примерно, как при подъеме, трансмиссия переключится на более легкую передачу. Выбор более высокого числа (существует 5 уровней) для реакции на подъем позволит увеличить время до начала переключения на более легкую передачу. Стоит отметить, что при резком нажатии на педали, например, при спринте из стартовых ворот, трансмиссия захочет переключиться на более легкую передачу. Это не совсем идеальный сценарий, когда вы пытаетесь выжать как можно больше мощности, поэтому если вы участвуете в гонках или склонны к спринтерским заездам, то ручное переключение во время педалирования будет лучшим вариантом.

Последняя настройка включает выбор начальной передачи. Это передача, на которую система переключается, когда велосипедист замедляется. Представьте, что вы остановились на перекрестке. На какой передаче вы бы хотели оказаться при повторном старте? Более чем вероятно, что это лучший выбор для стартовой передачи. Это также та передача, на которой система, скорее всего, будет работать после замедления на крутом повороте или техническом участке трассы.

Впечатления от поездки

Итак, насколько хорошо она работает? Честно говоря, лучше, чем я ожидал, хотя я бы не сказал, что она идеальна на 100% - я все еще регулярно использовал рычаги переключения для точной настройки выбора передач, когда система вела себя не так, как я хотел. Тем не менее, было несколько случаев, когда она действительно впечатляла. На одном участке тропы был пологий подход к довольно крутой скале, и я смог оставить переключатель в покое, пока переключатель переводил цепь на соответствующую передачу по мере подъема, делая переключения именно тогда, когда я бы сделал это сам. Во время спуска я также слышал, как цепь переходит на другую шестеренку, а затем выходил из поворота с велосипедом на нужной передаче.

Даже после того, как я немного подкорректировал настройки через приложение, все равно были случаи, когда я обнаруживал, что педалирую на более жесткой передаче, чем нужно, или когда система переключалась в неподходящий момент. Для дальнейшей настройки потребуется больше экспериментов на более разнообразных участках местности - мне нужно будет сделать несколько кругов по одному и тому же участку тропы, чтобы приблизить систему к тому ощущению переключения, которое я искал. Как я уже упоминал в разделе "Настройка", количество доработок, необходимых для того, чтобы действительно настроить переключатель, кажется довольно высоким.

Если отвлечься от автоматической части переключения, то фактическое ощущение переключения на кассете Linkglide было очень хорошим, особенно под нагрузкой - я полностью согласен с утверждением Shimano, что она более плавная, чем Hyperglide+, которая уже хорошо работала под нагрузкой.

У меня такое ощущение, что Shimano создала алгоритм автоматического переключения, поняла, что он хорошо работает, и все еще пытается понять, где его реализовать. С реалистичной точки зрения, я думаю, что электрические пригородные велосипеды являются идеальным вариантом использования - я вижу, как велосипедисты, которые еще не ездили на современных велосипедах, оценят тот факт, что им не нужно думать о нюансах переключения передач во время поездки на работу или в магазин. Shimano уже делала автоматическое переключение передач в этой сфере, но это, безусловно, лучшая его версия.

Возможность переключать передачи во время движения - одна из наиболее привлекательных особенностей XT Di2.

Хорошей новостью в этой технологии является то, что она не является предложением "все или ничего". Велосипедисты, приобретающие электронный велосипед с XT Di2, смогут решить, какой режим лучше всего подходит для их нужд, а не зацикливаться на одной настройке. Лично я бы чаще всего использовал полностью ручное переключение с Free Shift, и у меня есть ощущение, что многие горные велосипедисты сразу же оценят этот режим - есть множество сценариев на тропе, когда возможность переключать передачи во время движения может пригодиться.

Будет интересно понаблюдать за этой системой и посмотреть, как будет развиваться технология. Лично меня больше интересует ответ Shimano на трансмиссию Transmission от SRAM, а пока я думаю, что буду занят игрой с тысячами различных настроек двигателя и переключения передач, чтобы увидеть, смогу ли я найти комбинацию, которая будет работать достаточно хорошо, чтобы убедить меня позволить компьютеру взять на себя управление и делать все переключения.

ОРИГИНАЛ СТАТЬИ PINKBIKE